Вскрытие карьеров. Под вскрытием понимают – проведение выработок или создание устройств обеспечивающих грузо-транспортную связь рабочих горизонтов карьера с пунктами приема карьерных грузов на поверхности. Вскрытие карьеров осуществляют проведением капитальных, обычно наклонных траншей, дальнейшая подготовка уступа к эксплуатации состоит в проведении разрезных, обычно горизонтальных траншей. Выбор рационального способа вскрытия карьера, сочетание с определенным видом транспорта – одна из наиболее сложных и ответственных инженерных задач, от правильного решения которой зависят производственные и экономические показатели работы горного предприятия. На выбор способа вскрытия влияют следующие факторы: 1. Рельеф поверхности. 2. Элементы залегания месторождений и размеры карьерного поля. 3. Расположение отвалов и перерабатывающего комплекса (ДОФ, ДСЗ). 4. Гидрогеологические и инженерно-геологические условия разработки. 5. Производственная мощность карьера и тип горно-транспортного оборудования. 6. Система разработки и режим горных работ. При разработке горизонтальных и пологих месторождений, работы по вскрытию и нарезке всех уступов, обычно заканчиваются уже в строительный период. В этих условиях понятия устройство и строительство карьера в определенном смысле совпадают. В случае наклонных и крутопадающих месторождений вскрытие уступов осуществляется последовательно по мере выполнения необходимых объемов горных работ на выше лежащих уступах. Вскрывающие выработки здесь проходят и в строительные и в эксплуатационные периоды до момента достижения карьеров конечной глубины. Совокупность капитальных траншей обеспечивающих вскрытие всех уступов карьера до конечной глубины называют системой капитальных траншей. Капитальные траншеи различают по следующим признакам: - по расположению относительно конечного контура карьера; - по числу уступов обслуживаемых системой траншей; - по основному назначению; - по стационарности. Вскрытие карьерных полей внешними наклонными траншеями производят на расположенных, на относительно небольшой глубине горизонтальных и пологих месторождениях, а также при разработке верхних горизонтов наклонных и крутых пластов месторождений. Отдельные траншеи закладывают вкрест простирания и реже по простиранию. При этом способе вскрытия каждый уступ обеспечен транспортом независимо. Грузопотоки горной породы с каждого уступа полностью рассредоточены и имеют независимый один от другого выход на поверхность. В условиях равнинной местности отдельными внешними траншеями вскрывают не более трех-четырех уступов. Вскрытие групповыми внешними траншеями применяется на месторождениях с горизонтальным, пологим залеганием пласта, или с мощными рудными телами. Внешние групповые траншеи обычно закладывают на флангах карьерного поля по простиранию или вкрест простирания. Вскрытие общими внешними траншеями применяют при разработке горизонтальных, пологих и наклонных месторождений значительной мощности, а также верхних горизонтов мощных залежей любой формы и размеров. Внешнее заложение общих траншей осуществляют при разработке месторождений на глубине не более 40 – 60 м. Траншеи при внешнем заложении обычно располагают на флангах карьерного поля, реже в центре, разделяя карьерное поле на два крыла. При этом учитывается способ примыкания путей транспортных берм с рабочих горизонтов к траншее. Транспортные бермы внешних траншей при двухпутном железнодорожном и двухстороннем автомобильном транспорте могут обеспечивать независимое обслуживание грузопотоков с рабочих горизонтов. Вскрытие месторождений внешними парными траншеями применяют с целью создания поточного движения транспорта в условиях отдельных, групповых и общих внешних траншей при большом грузообороте карьера. Вскрытие месторождений с косогорным рельефом поверхности осуществляется полутраншеями. Каждый уступ или группа породных уступов при этом имеет внешние независимые отвалы, которые возводят в непосредственной близости от уступов. Вскрытие карьерных поле отдельными наклонными бермами (внутренними траншеями) позволяет рассредоточить грузопотоки горной породы с каждого горизонта с обособленным их выходом на поверхность. Взаимная независимость траншей создает условия для лучшей организации эксплуатационных работ. Вскрытие групповыми наклонными бермами применяют для глубоких горизонтальных и пологих пластовых месторождений большой мощности, разрабатываемых значительным числом уступов. Вскрытие общими внутренними транспортными бермами применяют для наклонных и крутых месторождений, распространяющихся на большую глубину, а также для месторождений расположенных в гористой местности. При вскрытии общими внутренними бермами грузопотоки породы и полезного ископаемого сосредоточены по направлению. Разделение капитальных траншей по классификации проф. Е.Ф. Шешко Таблица 1
По углу наклона капитальные траншеи делят на: 1. Наклонные при ж/д и автомобильном транспорте; 2. Крутые при конвейерном транспорте и скиповом подъеме. Таблица 2
По форме трассы в плане капитальные траншеи разделяют следующим образом: 1. С простой или прямой трассой; 2. С тупиковой трассой; 3. Со спиральной трассой; 4. С петлевой трассой; 5. С комбинированной трассой. Способы вскрытия по классификации проф. Шешко. Таблица 3
При разделении способов вскрытия по данной классификации, дополнительно учитывают: 1. Положение выработки относительно контура карьера (внешнее или внутренние). 2. Стационарность выработки за срок существование карьера. 3. Форма трассы системы капитальных траншей в плане. 4. Для внешних траншей место их заложения центральное или фланговое. Способы вскрытия по классификации проф. Шешко. Таблица 3
При разделении способов вскрытия по данной классификации, дополнительно учитывают: 1. Положение выработки относительно контура карьера (внешнее или внутренние). 2. Стационарность выработки за срок существование карьера. 3. Форма трассы системы капитальных траншей в плане. 4. Для внешних траншей место их заложения центральное или фланговое. |
|